Ценность икон

Среди сокровищ антиквариата есть такие, ценность которых не ограничивается художественными достоинствами и находится не только в материальной сфере. Конечно, это — старинная антикварная икона.

В конце XIX века в России складываются многочисленные коллекции в том числе и икон. Самые знаменитые из них - коллекции А.В. Морозова, И.С. Остроухова в которых иконы были собраны уже не как памятники старины, а как произведения искусства. В конце жизни начинает собирать иконы и знаменитый П.М. Третьяков.

Сюжеты древнерусской иконописи крайне разнообразны. Однако специалисты делят их на две большие группы:

  1. «Портретная» икона: изображающая отдельных святых, ангелов, Богородицу или Самого Господа.
  2. «Сюжетная», или «Праздничная», икона: рассказывающая о том или ином событии Священной истории.

«Портретные» иконы, в свою очередь, делятся по способу изображения фигуры на:

  1. оглавные – когда на иконе изображён только лик (икона «Спас Нерукотворный»);
  2. оплечные - фигура изображена по плечи («Ангел Златые Власы» икона XII век);
  3. поясные - фигура изображена по пояс;
  4. ростовые - фигура изображена в полный рост; это может быть отдельно стоящая фигура или несколько фигур;
  5. житийная икона - фигура изображена в окружении клейм (небольших прямоугольников по краю иконы), которые показывают основные события из жития святого.

Составить классификацию икон можно по различным признакам. Наиболее часто можно встретить разделение икон по значению: венчальные, именные, праздничные, семейные или мерные. Семейным называют образ, написанный мастером на заказ и изображающий всех святых, которые покровительствуют членам данной семьи. В православии их называют «святые тезоименитые». И чем больше человек в семье, тем большее количество святых на иконе можно увидеть. Более того, на ней могут изображаться ангелы-хранители бабушек, дедушек, которых уже нет в живых.

Ценность иконы зависит от ее возраста. Отметим тот факт, что далеко не все написанные иконы представляют собой ценность, тем более если это икона 20 века. Иконы советских времен будут иметь ценность через некоторое время. Стоит отметить, если на иконе изображено особое религиозное событие, да еще и автором является известный иконописец, то ценность также возрастает. Иконы очень ценятся по школам письма (например, строгановское письмо является достаточно редким). Сюжет может быть нестандартным и с маленькими картинками по краям (с клеймами).

Огромное значение имеет художественное качество, конфессия – официальное православие или старообрядчество. Тем более если икона написана вручную, а не промышленным способом - она всегда имеет существенную денежную ценность.

Самые дорогие — иконы музейного уровня, XV века и старше, как правило, храмовые, крупных размеров, зачастую развернутых и редких сюжетов, старых иконописных школ: новгородской, ярославской, тверской, московской и т.д. Известнейшие чудотворные иконы, такие как икона Богоматери Владимирской византийского письма XII века, иконы Андрея Рублёва («Троица», «Звенигородский чин»), могли бы стоить несколько десятков или даже более 100 миллионов долларов.

Встречающиеся на рынке частных сделок и аукционах иконы — это чаще всего предметы XVI века и младше. Они могут иметь очень разную ценность и стоить от 20–30–50 тысяч рублей (за разрушенные, руинированные иконы или иконы с тотальными поздними записями/поновлениями) до 300–500 тысяч долларов за иконы в хорошем состоянии, известных иконописных школ (строгановской, московской и т.д.) и мастеров (подписные) развернутого сюжета. Вместе с тем скорописные северные иконы этого же времени не обладают такой ценностью и даже в неплохом состоянии могут стоить 300–400 тысяч рублей.

Если говорить о менее древних иконах, XVIII и XIX веков (а по цене они мало различаются, т.к. их сохранилось достаточно много), хорошего письма и известных поздних иконописных школ, то тут цены могут быть разными (от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов максимум). Критерии оценки схожи на критерии для выбора классической живописи:

  • искусность письма, его сложность и изощренность;
  • время создания (век). Большинство доступных на рынке икон относятся к XIX — началу ХХ века, в лучшем случае к XVIII веку. Иконы XVII века встречаются, но далеко не так часто, иконы XVI века уже редки, и выдающиеся экземпляры могут стоить десятки и сотни тысяч долларов;
  • школа / мастерская / авторство. Важно установить принадлежность к той или иной поздней иконописной школе или традиции, наличие даты, подписи, места написания. Есть города, регионы, славящиеся своими мастерами и иконописными традициями: Мстёра, Палех, Холуй, Невьянск, Ярославль, Романов, Кострома, Вологда, Суздаль, Тверь, Сызрань и т.д. Зачастую такие иконы сильно выделяются мастерством письма и ценятся коллекционерами;
  • состояние: сохранность и комплектность. Хорошая сохранность, отсутствие реставрационных вмешательств, особенно на лично́м письме, значительно увеличивают ценность иконы. То же касается и комплектности: наличие оригинального драгоценного оклада (и в гораздо меньшей степени киота) значительно увеличивают цену иконы по сравнению с разукомплектованной такого же уровня;
  • качество и материал основы (доски) и ее состояние;
  • материал оклада и сложность его проработки. Имеет значение наличие оригинального оклада (в особенности из драгоценного металла: серебра или золота), наличие на окладе эмали, скани, зерни, чернения и т.д., качество их проработки;
  • размер;
  • редкость сюжета;
  • история бытования (провенанс). Иконы высокого уровня иногда имеют дарственные надписи или благословения от известных людей или посвященные известным людям.

Возраст иконы, конечно, важен, но при условии наличия высокого качества письма и неплохого состояния.

Подписные иконы Мстёры начала ХХ века мастеров Гурьянова, Чирикова и др. стоят в диапазоне 30–200 тысяч долларов. В то же время скорописные владимирские «краснушки» того же времени стоят от 1 до 5 тысяч рублей. Иконы известных иконописных мастерских (Москвы, Невьянска, Сызрани, Ярославля, Санкт-Петербурга, Палеха, Мстёры), в особенности подписные, стоят гораздо дороже икон, написанных где-то в центральной России или Сибири.

Качественно отреставрированная икона в большинстве случаев при прочих равных условиях будет стоить выше, чем нереставрированная икона с существенными утратами.

Большое значение играет сюжет. Более лаконичный образ Вседержителя, Богородицы, Святого Николая Чудотворца либо икона тезоименного святого предпочтительнее сложных многофигурных композиций. В последнее время появился большой интерес к афонским и греческим иконам, так как осенью этого года будет праздноваться 1000-летний юбилей русского присутствия на Святой горе Афон.

В связи с настигшим Россию очередным кризисом наблюдается такая картина: наиболее дорогие и востребованные коллекционерами иконы (от 20–30 тысяч долларов и выше) если и подешевели, то очень незначительно. Иконы среднего ценового сегмента (от 100–150 тысяч рублей до 20 тысяч долларов) просели в цене (в долларах) на 30–50 %, недорогие иконы (до 100 тысяч рублей) подешевели на 50–60 %. На основе этого вполне можно делать выводы об инвестиционной привлекательности икон того или иного ценового диапазона. Думаю, что в ближайшие два года такая картина сохранится, а потом, возможно, начнется восстановление до докризисных уровней.

 



Остались вопросы? Закажите звонок!

КАК МЫ РАБОТАЕМ

Шаг 1

Звонок в салон
или
Онлайн заявка

Шаг 2

Приезжаете в офис
или
Выезд оценщика
Лубянский пр, д.15, с.2

Шаг 3

Комплексная
оценка
в течение 5-10 минут

Шаг 4

Договор

и
Расчет
Расчет в любом виде