Иконописные школы

Отметим тот факт, что русская икона всегда была связана с византийской традицией, но удаленность от Константинополя и огромные территории страны позволили развиться самостоятельным региональным школам. Основные иконографические типы пришли на Русь из Византии, тем не менее, на новых землях икона приобретает иные эмоциональные оттенки, появляются новые сюжеты.

Византийская иконопись

Величественная византийская культура распространялась на обширные территории Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта, Балканского полуострова, Армении, Древней Руси и это еще далеко не полный список  всех локаций. Произведения иконописи, созданные в этих местах, причисляют к византийской школе, однако все эти регионы интерпретировали столичное, константинопольское искусство согласно своей специфике. Поэтому в контексте византийской школы иконописи выделяют иконы, написанные недалеко или непосредственно в Константинополе.

Классический этап развития византийской иконописи начался во второй половине XI века и проходил по XII век включительно. Эту живопись отличают такие черты как аскетичность, повышенное внимание к духовному миру, стремление уйти от изображения земного пространства при помощи вневременного и внепространственного золотого цвета. Линия становится тонкой, абстрактной, архитектурный фон утрачивает осязаемость, приобретая нереальность, декоративность. Легкие, почти бесплотные фигуры, принимающие фронтальные позы, с серьезными ликами и строго упорядоченными движениями, призваны выразить идеал византийского религиозного сознания. Во второй половине XII века получают распространение изящные, набираемые из мельчайших кубиков мозаичные иконы.

Владимиро-Суздальская школа

В среднерусских землях со второй половины XII века центрами искусства стали Владимир и Суздаль, сыгравшие большую роль в сохранении традиций киевской школы. Для среднерусского искусства характерны сочетания серебристо-голубого, серого с лиловым, розовым, зеленоватым в их неярком и слегка приглушенном звучании. Мысль об объединении русских земель явно прослеживается в живописи Владимиро-Суздальской школы, на что в XV веке обратят внимание московские мастера. По мере раздробления древнерусского государства на обособленные княжества, в XIII веке отдельные города начинают занимать более сильные позиции. Они все меньше опираются на византийские образцы в искусстве, добавляя свое видение в замысел произведения и все более внедряя мотивы народного творчества, что оживило и внесло свежесть в живопись этой эпохи.

Вологодская школа

Вологодская иконописная школа охватывала большой по территории регион, который включает современные Вологодскую область, а также часть земель Пермской, Архангельской областей и Республики Коми. На этом пространстве выделилось несколько художественных подцентров, таких как Вологда, Белоозеро, Великий Устюг, Устюжна, Тотьма, Пошехонье, Сольвычегодск и некоторые наиболее крупные северные монастыри.

Положение Вологодского региона на границе между крупными центрами иконописи и Севером, где процветало народное, преимущественно крестьянское искусство, определило своеобразие изобразительного языка края. В нем сочетаются достижения крупных иконописных школ, с простотой и непосредственностью Северных писем (термин, который обычно подразумевает принадлежность к самобытной манере письма, характерной для северных регионов России).

Греческая школа иконописи

После падения Константинополя в 1453 году главным центром греческой иконы оказалась столица острова Крит - Кандия, куда стали переселяться константинопольские мастера, спасаясь от турецких завоеваний. С 1210 по 1669 годы Крит находился под властью Венецианской Республики, что обеспечило ему широкие торговые связи и защиту от Турции. В этот период множество икон делалось здесь на заказ для католических и православных стран и монастырей. Самыми крупными заказчиками были греческие монастыри Синая, Афона, Патмоса. В связи с печальной судьбой Константинополя, интерес к его культуре возрос в Италии, Франции, Фландрии и в Западной Европе в целом.

Образы святых изображены в укрупненных, монументальных пропорциях, в пространстве, где определенный источник света отсутствует и вместе с золотым фоном создает у зрителя ощущение внепространственности и вневременности изображенного события. Колорит приглушенный, теплый, форма ликов и фигур выражена, в основном, игрой света и тени.

Московская школа

С XIV века отчетливо проявилось стремление Москвы к государственному и духовному лидерству и на художественную жизнь Московского княжества большое влияние начали оказывать князь и митрополит. Так как Москва провозглашала себя преемницей властных институтов Владимиро-Суздальского княжества, то и в иконописи это привело к последовательной ориентации на владимирские традиции. Кроме этого, характерной чертой искусства XIV и особенно XV века стало прославление местных святых и святынь - святителей Московских Петра и Алексия, Сергия Радонежского и его учеников.

Новгородская школа

Уже с середины XI-XII веков в иконах Новгорода появляются черты, которые в дальнейшем станут характерными для местной иконописной школы, сложившейся в XIII веке. Светотеневая моделировка лиц, характерная для икон XII века, уступает место графическим приемам, складки тканей обозначаются изломанными линиями и почти лишены пробелов, яркие локальные цвета, часто контрастно противопоставлены друг другу.

Новгородское искусство в XIV веке разветвляется на два направления — местную традицию, выраженную в иконописи и, линию, ориентированную на современную византийскую живопись, проявившуюся, в основном, в монументальной живописи. В целом, новгородскую школу отличают внушительность и суровость образов, обобщенность и упрощенность линий, укрупнение всех форм и деталей, геометризация рисунка, плоскостность.

Палехская школа иконописи

Палехская школа иконописи как самостоятельное явление возникла в конце XVII века. Но еще в начале столетия, сперва в московскую, а потом и в иконопись суздальских деревень, проникли натуралистические тенденции светской европейской живописи, что в конечном итоге, нашло непосредственное отражение в палехских образах.

Палехская икона отличалась усложнением композиции путем добавления множества разнообразных элементов, многофигурности и, в житийных иконах, многоклеймовости. Вместе с тем, построение форм в местной иконе отличалось симметрией и законченностью. Фигуры святых, изображенные в свободных поворотах, имели вытянутые пропорции, но обладали и вещественностью, телесно они были частью земного мира, хотя внутренне пребывали уже в горнем. Иконопись Палеха характеризуют многослойные плави и роскрыши, общий красновато-золотистый тон всей живописи, светлое личное письмо, архитектурные декорации, выполненные в манере близкой к строгановской школе.

Псковская школа

Псковская иконописная школа начала складываться в XIII веке и достигла своего расцвета в конце XIV – XV в. Своеобразие псковской живописи во многом было определено историей Псковской земли, ее обособленностью от других центров древнерусского государства и пограничным расположением. «Младший брат» Великого Новгорода, Псков, конечно, воспринял, новгородскую художественную традицию, но к концу XIV века она была уже настолько переработана, что можно говорить о самостоятельной псковской школе. Икон этого времени дошло до нас очень немного, но их объединяет схожий, по наличию темно-зеленого, белого и розового цветов, колорит.

Ростовская школа

С начала XIII века в Ростове возобновляется каменное строительство, приостановленное началом монгольского ига, и появляются первые, известные нам, иконописные образы. Их отличает ярко выраженная преемственность византийских памятников и домонгольской местной традиции, эллинизм и архаизация.

Колорит ростовских икон отличают ненасыщенные, мягкие цвета, тонкий, почти прозрачный красочный слой. В отличие от образов новгородской школы, в ростовской живописи почти никогда не встречается яркая киноварь, здесь преобладают оттенки охристых, коричневых, розовых, вишневых тонов, неяркие синий и зеленый цвета. Удлиненные пропорции фигур, как и живые повороты персонажей в композициях этого периода, указывают на стремление воспроизвести палеологовский стиль, но рисунок здесь неуверенный, складки одежд изображены схематически. Старообрядческая школа

Старообрядческая иконопись ведет свое начало от церковных реформ патриарха Никона, проведенных в середине XVII века. Среди сложившихся иконописных центров выделяется три наиболее крупных. Один из них находится на Русском Севере - это Выго-Лексинская обитель, другой - Гуслицы располагавшиеся на территориях части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области и последний на Урале в городе Невьянск.

Для икон характерно обращение к традиционной иконографии, из русских святых изображали Зосиму и Савватия Соловецких, Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, и многих других. В иконах второй четверти XVIII века преобладают белые лики, к концу XVIII века красно-коричневые, позем изображается с низкими елками, похожий на тундру, покрытую мхом. В XIX веке отмечается украшение одежд золотом и узорочьем, удлинение пропорций и охристый цвет ликов.

В XIX веке Гуслицы становятся крупным духовным центром, и к этому времени относится расцвет Гуслицкой иконописи, которая тесно связана с рукописной книгой и лубком. В темном колорите преобладают коричневые, оливковые и охристые оттенки, в сочетании с малиновым, темно-синим и изумрудно-зеленым, на широких темных полях иногда появляются ярко-красные дробления. Из-за того, что староверы большое внимание уделяли книжному делу, в иконах часто встречаются изображения свитков и книг.

Уральская Невьянская иконописная школа охватывает период от второй половины XVIII до начала XX веков. Невьянские иконописцы работали и во многих других городах. Стоит отметить, что Невьянскую икону изредка называют «белоликой». В целом колорит икон декоративен, оттенки красного, зеленого и синего объединяются в единое целое охрой, золотом, коричневым.

Строгановская школа

Строгановская иконописная школа – наиболее яркое явление в поздней древнерусской иконописи. Возникновение этой иконописной школы напрямую связано с жизнью и деятельностью купцов Строгановых. После покорения Новгорода Иваном Грозным купцы Строгановы переехали оттуда в Сольвычегодск и организовали иконописную мастерскую. Стилистически Строгановская школа стала преемницей традиций московской иконописи.

Характерными особенностями Строгановской иконописи стали сложность и миниатюрность композиций, сочная, плотная, построенная на полутонах цветовая гамма, обогащенная широким применением золота и серебра, изнеженность поз и жестов, сложное построение пейзажных фонов, небольшие размеры икон.

Тверская школа

Непосредственно тверской традицией можно назвать то, что пробела здесь использовались гораздо активнее, чем в других школах. Крупные фигуры, статичная композиция, тяжелый и плотный колорит, лики экспрессивны, лишены тонкости –черты тверской школы этого периода.

Школа Оружейной палаты

Иконописная школа Оружейной палаты возникла в 40-х годах XVII века, когда иконный приказ был расформирован, и Иконная палата была приписана к Оружейной. Во главе ее стоял тонкий ценитель искусства боярин Хитрово. Все живописные работы возглавлял Симон Ушаков. Кроме него, среди наиболее значительных мастеров палаты можно перечислить фамилии Кондратьева, Безмина, Якова Казанца, Иосифа Владимирова, Георгия Зиновьева, Никиты Павловца, Тихона Филатьева, Федора Зубова, Кирилла Уланова.

Для образов, вышедших из Оружейной палаты характерно стремление к передаче объема, построению прямой перспективы, интерес к деталям, архитектурным формам и пейзажам. В цветовой гамме преобладали оттенки красного, сохранялся золотой цвет как символ божественного пространства, но часто фоном служил зеленовато-голубой оттенок.

Школа Царских мастеров

В иконописи XVII века сочетаются строгое соблюдение сложившихся православных традиций и иностранные веяния, повлекшие за собой обновление художественных приемов. Стремление подчеркнуть красоту и великолепие земного мира как отражения красоты мира небесного привело к декоративной насыщенности, детализованности, изобилию форм, развитию архитектурных фонов, усилению роли орнамента в иконе. Повышенная эмоциональность живописи этого периода достигается не столько выразительностью ликов и поз, сколько насыщенностью композиций и подвижностью форм.

В творчестве царских мастеров икона приобрела максимальную повествовательность и реализм, далеко ушла от аскетизма, ясности, символизма и лаконичности непосредственно древнерусской живописи, в деталях пейзажей и моделировке объемов уже предвосхищая появление светского искусства.

Ярославская школа

К 1218 году Ярославль становится центром удельного княжества. Здесь ведется активное храмовое строительство, что способствует и развитию местной школы живописи. Для ярославской иконописи характерными чертами стали чистые, открытые цвета, свободная и смелая манера письма.

Образы подчеркнуто декорированы, порой даже чрезмерно, что придает им особую жизнерадостность. Это так же проявляется в изображении ликов, где строгость отступает перед добротой и человеколюбием. Характерен для всей ярославской школы и розовый румянец, наложенный поверх насыщенной зеленоватой санкири. В середине XIII века появляется уже типично русский образ Спаса. В его чертах преобладает доброта, скромность, созерцательность, но не строгость. Резюмируя, отметим что в качестве основных черт ярославской иконописной школы можно обозначить орнаментальность, чистоту красок, эмоциональность образов, смелые решения и отход от византийской иконографии.



Остались вопросы? Закажите звонок!

КАК МЫ РАБОТАЕМ

Шаг 1

Звонок в салон
или
Онлайн заявка

Шаг 2

Приезжаете в офис
или
Выезд оценщика
Лубянский пр, д.15, с.2

Шаг 3

Комплексная
оценка
в течение 5-10 минут

Шаг 4

Договор

и
Расчет
Расчет в любом виде